Художники разных эпох состязались с природой желая создать идеальную иллюзию реального мира.
Старались поразить зрителя своими произведениями, создать впечатление осязаемости, реальности изображаемых объектов и даже такими, каких не существует в природе. Они достигали потрясающей реалистичности предметов за счёт знаний законов перспективы, ракурса, света и тени.
Такой принцип рисования используют художники делая свои «обманки» на асфальте.
Бытует такая легенда, что Зевксис (420—380 годы до н. э.), знаменитый греческий живописец из Гераклеи, как-то раз изобразил виноградные гроздья, к которым устремлялись голуби, чтобы клевать ягоды. Греки приводили этот пример как иллюстрацию триумфа искусства.
«Зевксис с Паррасием поспорили, кто лучше распишет стену храма. Собрался народ, вышли двое соперников, у каждого росписи были закрыты покрывалами. Зевксис отдернул покрывало — на стене была виноградная гроздь, настолько натуральна, что птицы слетелись и стали ее клевать. Народ рукоплескал.
— Теперь ты отдерни покрывало! — сказал Зевксис Паррасию.
— Не могу, — ответил Паррасий, — оно-то у меня и нарисовано.
Зевксис склонил голову.
— Ты победил! — сказал он.
— Я обманул глаз птиц, а ты обманул глаз живописца».
По легенде, смерть Зевксиса тоже связана с рисунком — он как-то изобразил морщинистую старуху, портрет получился таким смешным, что Зевксис смеялся, смеялся, да и от смеха умер…
Использование дополнительной поверхности для придания большего иллюзионного эффекта.
Объёмные изображения нарисованные на плоскости не совсем правильно именуют «3D».
«3D» это что-либо, имеющее три измерения: высоту, ширину и длину. Изображения нарисованные на плоскости являются двухмерными, а впечатление «трёхмерности», всего лишь оптическая иллюзия. Тем не менее, эффект от мастерски нарисованных картин на асфальте, иногда с перетеканием сюжета на стену рядом стоящего дома или специально вертикально поставленного щита, вводит зрителя в заблуждение своей реальностью.
Геометрическая иллюзия
Нынешние художники не перестают соревноваться в мастерстве оптических иллюзий.
Рисунки на асфальте, скульптуры из льда или песка не долговечны, но прекрасны! Прежде, чем создавать такие произведения, которые, к сожалению долго не живут, надо быть очень хорошо подготовленным художником и отважным человеком, ведь художник знает — пройдет дождь и его творение исчезнет. Это не то, что баллончиком с краской написать – здесь были Киса и Ося или Спартак — чемпион.
Вилка
Помню случай из своей практики. Это было давно. Насмотревшись на акварели русского художника Фёдора Петровича Толстого, жившего в первой половине XIX века и вдохновившись его работами, решил сам испытать себя в этой манере натуралистичности. На листе картона нарисовал гуашью спичку. Она была как настоящая. Рядом положил «живой» (не нарисованный) пустой спичечный коробок. Когда ко мне пришёл в гости приятель и ему понадобились спички, я указал на коробок. Но коробок был пуст. И тогда приятель, не подозревая подвоха, совершенно натурально потянулся к нарисованной спичке «обманке».
Это была моя победа в жанре иллюзий. Я был счастлив.
Фёдор Петрович Толстой «Крыжовник» (акварель)
Фёдор Петрович Толстой «Смородина» (акварель)
Страница: 1 2